"Барон Гоч" или дайвинг в Хорватии

 

"Барон Гоч" или дайвинг в Хорватии

дайверские рассказки



Один из самых знаменитых рэков Хорватии - «Baron Gautch».

Построенный в 1870 году, это был пассажирский пароход класса «люкс», принадлежавший австрийской группе Ллойд. Во время. Первой Мировой войны «Барон Гоч» совершал переходы между Далмацией и Триестом. Фатальная неприятность произошла 13 августа 1914года. «Барон Гоч» вышел по расписанию из Veli Losinj в 11 утра в сторону Trieste. Ориентировочное время прибытия – 18:00. Увы! Дойти этому инженерному чуду до места назначения было не суждено!

Первый Офицер Луппис самовольно покинул пост и удалился на обед с пассажирами первого класса. Его место временно занял Второй Офицер Тенце. А ведь в это время корабль проходил особо опасную зону – подводные минные поля, которые тянулись вдоль береговой линии. И маршрут корабля был проложен на 3 мили далее от рекомендованного курса!

В 15:45 прозвучал взрыв. Корабль затонул в считанные минуты. Из 300 пассажиров и членов экипажа спаслись 159. Они были подобраны подошедшими на помощь кораблями «Csepel», “Triglav» и «Balaton». Среди спасшихся были капитан Винтер и Первый Офицер Луппис. По прибытии в Пулу они были арестованы.

Вы помните, что происходило с пассажирами третьего класса в фильме «Титаник»? «Барон Гоч» не был исключением. Все спасательные жилеты были тщательно упакованы и спрятаны, дабы не повадно было их использовать как подушки. В результате - большинством погибших стали женщины и дети, пассажиры третьего класса.

После Второй Мировой войны корабль часто использовали как мишень во время учений югославских подводников.

А потом его потеряли...

А когда «Барон Гоч» опять нашли, то на «черном» рынке в Вене вдруг появилось множество сувениров с легендарного парохода. В антикварных магазинах можно было найти серебряные приборы, и даже туалетные сидения с корабля!

Сейчас найти «Барон Гоч» несложно. Корабль лежит на доступных глубинах – 38-40 метров на песчанно-галечном грунте. Верхние надстройки доходят до 28 метровой отметки. Длина рэка 84,5 метра, ширина 12 метров. За 80 лет подводного плена корабль оброс мидиями, губками и всевозможными морскими обитателями. Нами был даже обнаружен краб-призрак. Это такое сильно волосатое чудовище в форме краба.
Наш дайверский ботик, оснащенный современным оборудованием, без труда нашел «Барона».

Во время погружений (обязательно по спусковому концу) видимость была хорошей – 10-12 метров. Заиленность слабая. Конечно, если перед Вами проплывет группа дайверов и везде засунет свой любопытный нос, то придется немного подождать, пока вода проясниться.

Корабль появляется из глубины как-то очень внезапно. Он поразительно красив! Меня не покидало ощущение, что я попала во времена Belle Epoque. Широкие просторные палубы из тикового дерева, леера, осветительные кронштейны и шлюпбалки, причудливо изогнутые и «одетые» в рыбацкие сети. Кое-где сохранились иллюминаторы и надстройки с дополнительным светом.

Три огромные черные трубы практически не пострадали и величаво лежат на самом видном месте.

Между двумя верхними палубами живет крупная стая рыб. За ними охотится огромный конгер (угорь). Во время первого погружения мы его не заметили. Зато как мы радовались во второй раз! Вначале мы увидели рыб, а потом между ними мелькнула огромная тень и скрылась в какой-то дыре. Через пару минут из этой дыры выплыл великолепный образец конгера длиной не менее 1,5 метров и в диаметре см 15-18. Мы долго и пристально светили ему в морду, пока он нами не заинтересовался. Развернулся и, не мигая, стал смотреть нам в глаза. Вспомнив о его поразительной "доброжелательности", мы поспешили уплыть подальше.

Термоклин на глубине 12-15 метров. И сразу вода становиться очень холодной – 13 градусов. Ныряли в «сухарях» на 32-м найтроксе.

В правилах местного дайвцентра - выдать дайверу баллон и груза, если необходимо. Свой найтрокс каждый проверяет сам (впрочем, как и положено). Очень короткий брифинг. Каждый может ознакомиться со схемой погружения или воспользоваться литературой, имеющейся на борту. Бот цепляется за буй, привязанный к кораблю и – up to you! На 5 метрах всегда заботливо висит запасной баллон.

Вместе с нами на «Барон Гоч» погружались многочисленные итальянцы, чехи и один раз даже наши соотечественники. Уровень ныряльщиков очень разный. В основном - дайверы со стажем. Были и такие, которые опробовали на «Бароне» ребризеры Evolution и Inspiration.

Для погружения на «Барон Гоч» требуется спецразрешение.


Чудесный рэк - эсминец «Djuzeppe Dezza». Лежит на 22-35 метрах. Был потоплен во время Второй Мировой войны в 1945 году прямым попаданием торпеды. Корабль мгновенно развалился на две части и ушел на дно.

Мы погружались при слабом поверхностном течении. Термоклин наступил на глубине 14 метров. Видимость хорошая. Носовая часть вырисовалась как-то вся и сразу. Хорошо сохранилась зенитная пушка, расположенная на верхней палубе. Любимое занятие всех дайверов – сесть в ластах на столбик рядом и сделать вид, что стреляешь. До рэка около часа хода. Погружение – по спусковому концу.


Третий рэк, на который мы погружались, английский корабль-шпион «Cоriolanus».
Затонул также во время Второй Мировой войны в 1945 году. Глубины очень приятные 18-27 метров. Корабль имеет просто совершенные формы – длинный и узкий, как стрела, длиной 50 метров, а шириной всего 8 метров. Корабль, конечно же, облюбовали морские обитатели – губки и мидии. В отсеках живут гигантские конгеры. На верхней палубе можно заплыть в офицерский отсек, по кругу осмотреть много кают, заглянуть в туалеты. Офицерский отсек очень узкий и сильно заиленный. Когда завершаешь круг, то место «вплыва» видно только как светлое пятно. Чтобы сделать следующий оплыв, нужно подождать минут 5-10. На верхних палубах сохранилось большое количество каких-то орудий. Много рыболовных сетей. До рэка не менее 1,5 часов хода.

Мы так же совершили возле дайв-центра ночное погружение. Глубины небольшие. Подводный пейзаж замечательно красив - огромные скалы и можно плыть между ними как в лабиринте.
Нам очень-очень повезло! Мы видели брачные танцы каракатиц. А происходило это как в фильмах National Geografic: сначала появилось это чудо головоногих моллюсков. Она себе плыла и мы за ней. Вдруг она остановилась и прыгнула в сторону. На другую каракатицу! И начали они друг друга за щупальца тягать. И все время цвет меняют. Так продолжалось минут 10. Потом одна каракатица заинтересовалась фонарем моего мужа. Начала щупать фонарь, все время цвет менять и глазом вертеть! National Geografic продолжалось минут 20. После этого каракатицы разбежались, а мы сразу всплыли. Вряд ли мы могли увидеть еще что-то интересное в этот вечер!

На одном из сайтов, совсем рядом с Ровинем, нами был обнаружен огромный голожаберный моллюск. Я таких гигантов даже в энциклопедиях не видела. Не менее 20 сантиметров в длину. Моллюск мирно пасся в траве, больше похожий на смесь улитки и коровы. Он был коричневого цвета. На голове рожки и впереди какие-то отростки. Мы его аккуратно подняли и отпустили. Моллюск расправил сложенные на спине юбку-крылья и медленно стал ими покачивать. При этом на спине стал виден темно-синий цветок. Зрелище - умопомрачительно красивое!

Живности возле Истрии много - рыбы, голожаберники, крабы. Много крабов-привидений. Красивые гроты и пещеры. Растут гигантские моллюски - морское перо.
.
Нырялка дешевая - с найтроксом, выходом на корабле по 2 раза в день, с ночными дайвами , клубными майками, дайврской книгой-путеводителем и фонарями - по 35 у.е. за один раз. Фонари лучше иметь свои. Туда в основном приезжают такие дайверы, у которых все есть. Поэтому дайв-центры лишнего не держат.


Желающие поучиться нырять могут обращаться в дайв-центр "ЛА-Клуб" к Леониду Куропатову. Адрес дайвцентра: Киев, Бульвар Дружбы Народов 26/1, офис 2. www.la-club.com.ua.


Создан 21 апр 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником