torres del paine или чилийская патагония

треккинг по патагонии

Чилийская Патагония – окраина Южной Америки. Дальше – Магелланов пролив и Огненная земля.
Эта часть суши – самая негостеприимная на земном шаре. Во всяком случае, мне чего-либо более некомфортного для жизни видеть пока не приходилось.
Прогноз погоды в этих местах – вещь неуместная, глупая, а для аборигенов – просто смешная.
Как известно, государство Чили вытянулось на несколько тысяч километров вдоль тихоокеанского побережья. Природное разнообразие в этих местах просто фантастическое! Вы можете встретить здесь почти все существующие климатические зоны!
Лично мы достаточно хорошо исследовали самую южную часть Южной Америки – Патагонию.
Практически все места, которые посещают туристы, являются национальными парками. Природа и животный мир в них уникальны.
После неудачной пробы пересечь Магелланов пролив на катамаране, мы вернулись в Пунта Аренас, взяли на прокат джип (120-130у.е. в сутки), и отправились в национальный парк Torres del Paine. Первый и последний город на пути к заповеднику – Пуэрто Наталес. Город расположен в глубине фьорда. Он небольшой. В основном одно и двухэтажный. Домики разноцветные, очень аккуратные. Вдоль набережной разместились видовые гостиницы. Цены вполне европейские – 150-300 у.е. в сутки. Для бюджетного путешествия подойдут небольшие частные гостиницы и комнаты, сдаваемые местными жителями – 20-30 у.е.
Там же в городе мы и заказали гостиницы, кемпинги и палатки для нашего дальнейшего путешествия.
Дело в том, что собственно попав в заповедник, Вы уже не найдете там ни магазинов, ни ресторанов, ни туристических агентов, ни станций обслуживания машин, ни бензоколонок. Обо все необходимо позаботиться заранее.
На территории заповедника – огромное количество великолепных синих озер, реки, водопады, ледники и шикарный горный массив, уникальный по своей природе. Многие приюты и гостиницы оказались уже полностью забронированы и выкуплены на несколько недель вперед. Хорошо, что еще есть кемпинги! На прокат можно взять все – палатку, спальник, коврик. Бронируй, плати, живи! Но все стоит очень недешево – гостиницы – 250-500 у.е. в сутки, приюты – 30-50, кемпинги - 15-20 у.е. Спальники и коврики оплачиваются отдельно. Можно также оплатить себе питание при жилье. Если заранее этого не сделать, на месте может не оказать провизии для «лишнего» человека. В кемпингах и приютах есть кухни. Отдельно в домиках - душ и туалет. Понятно, что все очень скромно. Но выбирать не из чего. Вы также можете на месте докупить кое-что из продуктов – воду, шоколад, пиво. Но цены раз в 5 выше городских.
Массив Torres del Paine занимает огромную территорию. Это как бы большое гористое пятно с совершенно необыкновенными горами. В центре массива выступают остроконечные двуцветные горы – верхушки их сложены из базальтовых пород и они более темные, чем основной массив. Между горами возвышаются три огромных ровных «пальца». Эти «пальцы» - технически очень сложные горы Их природа такова же, что знаменитой Фицрой в Аргентине. Но наша цель – не покорение «пальцев», а максимальный обход всего горного массива.
Самые продвинутые взваливают на плечи огромный рюкзак, запасаются провизией, палатками и идут вокруг массив. Но и здесь есть свой «подводный камень»: разбивать палатки можно только в специально отведенных для этого местах. Места необходимо заранее забронировать и оплатить. Полицейский контроль в Чили достаточно строг. «Зайца» выловят очень быстро. Штраф большой, а потом, депортация из заповедника. Кемпинги есть все-таки не везде. Поэтому мы и решили не совершать полный обход. Половинка – тоже не мало, около 80 км за 5дней. Это, включая поход по леднику Лаго Грей. Впрочем, Вас ниоткуда не прогоняют. Можно жить в каждом месте сколь угодно долго ( если оплачено).
По заповеднику разгуливают стада гуанако, страусов. Зайцы с огромными ушами подпускают людей очень близко. А чилийская лисица просто выпрашивает что-нибудь покушать. Летают кондоры. Разнообразные птички. Много овец. Земля вся в цветах и травах – лето очень короткое и суровое.
Треккинги совершенно спокойно можно совершать самостоятельно. Все дороги промаркированы. Конечно, на всякий случай мы брали с собой GPS, еду, одежду на случай дождя и холода и крем от загара. Пригодилось почти все. К знаменитым «пальцам» мы поднимались 4,5 часа. Это 10 км. Самым трудным оказался последний участок пути – сплошной «сыпун»и очень крутой подъем. Зато наверху нас ожидал настоящий сюрприз – из серо-стального ледникового озера, как на картине художника-фантаста, выросли три ровные горы. К вечеру над горами появились лентикулярные облака или «тарелки», как мы их называли. Такое атмосферное явление в наших краях невозможно увидеть. «Тарелки» появляются в определенных широтах и всегда несут резкое ухудшение погоды.
Через день погода сильно испортилась. В маленьких озерах начался настоящий шторм, а путь к леднику при встречном ветре мы проделали на 1,5 часа дольше, чем потом без ветра!
Следующая наша остановка в кемпинге возле озера Лаго Пехое. Отсюда открывается еще один замечательный вид на массив. Живем в палатке. Людей очень много. Но многие из них не могут дальше никуда идти – нигде нет мест – ни в кемпингах ни в приютах. И люди вынуждены возвращаться, так как попасть за один день в какое-то очень красивое место и вернуться назад, практически невозможно: слишком велики расстояния.
Мы совершили «небольшую» 20ти километровую прогулку в горы. По дороге искупались в чистейшем ледниковом озере. Вода бодрящая, но чистая, как слеза!
А потом мы пошли к леднику Грей. Дорога медленно уходит вверх. Ветер сильный и холодный. Вначале пейзажи сильно напоминают Карелию. То тут, то там, откроется озеро, сопки, горы, покрытые мхами и лишайниками, удивительные невысокие покрученные деревья. А потом показалось чудо природы – ледник Лаго Грей! По озеру величественно поплыли айсберги. Дорога запетляла вверх-вниз. Появилась первая усталость. Встречный ветер!
В кемпинг мы пришли очень уставшими. А сколько людей, придя в кемпинг, вынуждено было развернуться и отправиться назад! Мест просто хронически не хватало! Эта часть пути нам показалась достаточно трудной и мы решили на обратном пути сесть в прогулочный катамаран, который появлялся там раз в день. Тем более его «конечная» была возле нашего следующего места ночевки. Мы ошиблись – без бронировки в катамаран попасть было просто нереально!
Но у нас оставалось еще одно приключение – посещение ледника Лаго Грей.
Ледниковая зона в Чили – третья по величене в мире. Почетное первое место принадлежит Антарктида, а Гренладия занимает второе место. И чилийско-аргентинские ледники, что очень важно, не все тают и не все умирают. Часть из них по-прежнему обновляются и мы еще на протяжении многих лет сможем наслаждаться их красотой.
Ледник – это удивительное образование на теле земли. Первый раз мы попали на ледник в Аргентине и полюбили его раз и навсегда. Ледник – это нечто живое, которое растет, тает и двигается по своим собственным законам. Леднику может быть 100, а может быть и несколько тысяч лет. Скорость его течения разная – больше в центре и меньше по краям. Двигаясь, ледник изменяет ландшафт, меняет форму гор. Собственно в теле ледника есть горы, реки, туннели и конечно, множество трещин. Но при этом, по леднику можно ходить! И это восхитительно! Ходить, конечно, нужно в «кошках», в определенных местах только в связке и всегда с ледорубом. Опытный проводник быстро всех учит азам хождения по леднику. Только на леднике можно встретить небольшие озера с совершенно синей водой! Или замороженного комара в большом воздушном пузыре. Или что-нибудь очень интересное, чему уже много-много лет. Или просто насладиться журчанием подледных речек.
А потом у нас был еще сплав на каяках по Rio Serrano. Речка эта протекает через заповедник. Нас доставили на автомобиле вместе с каяками, провизией и палатками в определенное место. С погодой нам поять не везло. Речка буянила. Мы прождали несколько часов на берегу, но погода только ухудшалась. При таких волнах о каяке даже и думать не стоило. Местная лодочка отттащила нас вместе с вещами чуть ниже по реке, где мы смогли спрятаться от непогоды.
Наутро тучи разбежались, но пронизывающий ледяной ветер только усилился. Усилилось и волнение на речке. С огромным трудом, местами бурлача по течению, мы добрались до места нашей стоянки. Берега реки очень живописны. Несколько раз мы видели табуны диких лошадей. Они подходили на водопой, с любопытством следили за нами , а потом с топотом исчезали. Все время было очень-очень холодно. А после обеда и вовсе пошел дождь. Палатку мы ставили под проливным дождем. А потом целых два дня светило сонце и мы плыли по чудесной реке мимо гор и сияющих вдали ледников. Наша река впадала в огромный фьорд. А еще мы смогли на каяке приблизиться к леннику Сер рано и даже оттолкнуться от него веслом. Ленник скрипит и тре щит. С него постояно падают мелкие льдинки и течет вода. Иногда отрываются достаточно большие глыбы. Даже небольшой достаточно, чтобы перевернуть наш маленький каяк . А ведь вода не больше 2-3 градусов!
Наше замечательное путешествие по заповеднику Torres del Paine продолжалось 10 дней.